Офіційний портал
Запорізької міської влади

69105, м. Запорiжжя, пр. Соборний 206


История района



Территория современного Коммунарского района г. Запорожья была заселена еще с XVIII века. По рассказам местных старожилов (записанным в конце XIX века Я.П.Hовицким) в половине XVIII века недалеко от впадения р.Кушугумки в р.Мокрую Московку существовало поселение "турок" ( так часто называли и татар) с кладбищем. Во время русско-турецкой войны 1735- 1739 годов русскими войсками у реки Мокрой Московки ( в районе современного автовокзала) был сооружен редут (земляное укрепление) с названием "Московка". После изгнания татар и окончательного присоединения земель Войска Запорожского к России (1740) на берегах Мокрой Московки и Кушугумки возникло несколько казацких зимовников и казацкое кладбище.

В 1770 году на правом берегу р. Мокрой Московки началось строительство Александровской крепости, а на левом берегу (территория Коммунарского района)- редута. В редуте разместился отряд солдат, охранявший мост через реку Мокрую Московку и место строительства крепости.

После основания в 1770 году г.Александровска при речке Кучугумке (Кушугумке) был построен казенный завод для жжения извести, так как берега рек Кучугумки, Конской и Камышеватой изобиловали залежами известняка.

В 1775г. земля на левом берегу Московки была отдана меннонитам переселенцам из Пруссии, основавшим здесь колонию Шенвизе. 21 семейство первых переселенцев получило 1401 десятину земли. Первоначально население колонии занималось главным образом земледелием и мукомольным производством.

Но в конце XIX - начале XX века в Шенвизе были построены заводы, превратившие поселок в крупнейший центр сельскохозяйственного машиностроения юга России. Развитию Шенвизе как промышленного центра способствовало строительство в 1873г. железнодорожной линии Лозовая - Александровск, в 1874г. Александровск - Симферополь ( в 1875г. ветка была дотянута до Севастополя).

В 1863г., еще до постройки железной дороги, в колонии была открыта мастерская А.Я. Копа по производству соломорезок и металлических принадлежностей к ветряным мельницам. К 1910г. она превратилась в крупнейший завод сельскохозяйственного машиностроения с годовым оборотом в 1,5 млн.рублей.

К 1914г. завод А.Я. Копа имел также отделения в колониях Кичках и Верхней Хортице. Заводы занимались конструированием и изготовлением земледельческих машин и орудий, нефтяных двигателей, мельниц. За полувековую работу заводами Товарищества А.Я. Копа было выпущено 166 600 машин для сельского хозяйства. По богатству оборудования, организации труда и качеству продукции заводы были образцовыми предприятиями крупного современного производства начала ХХ века.

Так как для производства необходимо было большое количество ввозившегося из-за границы ковкого томленого чугуна, в 1907г. под маркой А.Я. Коп и Гелькер в Шенвизе был построен собственный, богатейшее оборудованный специальный завод томленого чугуна. Он стал поставщиком чугунных частей к машинам не только для Товарищества Копа, но и для других машиностроительных заводов края.

В 1887г. в Шенвизе был основан завод торгово-промышленного общества "Лепп и Вальман", производивший сеялки, жатвенные машины, молотилки, маслобойные и паровые машины, черепичные прессы и другую продукцию, находившую сбыт по всей стране.

В 1887г. здесь же был основан завод Гильдебранда и Приса, выпускавший жатки, комбинированные плуги, маслобойные гарнитуры и другую продукцию. В 1915г. завод был продан акционерному обществу механических заводов Борман - Шведе и К' и перешел на изготовление военной продукции, походных кухонь, санитарных двуколок и др.

Четыре Шенвизских завода занимали территорию около 35 000 квадратных саженей (160 тыс. кв.м), они обеспечивали работой население прилегающих поселков и пригородных сел. После революции 1917 года заводы Шенвизе были национализированы, на их базе был создан завод "Коммунар", получивший свое название 18 марта 1921 года в честь Парижской коммуны, так как именно в этот день была выпущена первая продукция восстановленного после гражданской войны и разрухи завода. Рядом с Шенвизе в поселке Алексеевка в конце XIX начале ХХ вв. был построен завод силикатного кирпича М.Д.Рутберга.

Он находился вблизи ветки, соединявшей линию Южной железной дороги с пристанью. Близость к железной дороге имела определяющее значение, потому что сырье доставлялось со станции Писаки, где завод имел собственные каменоломни и известковые заводы. Завод изготовлял строевой и фасонный кирпич высокого качества, за что в 1911 году был удостоен серебряной медали Ростовской селькохозяйственной выставки. Лучшие здания Старого Александровска, построенные в 1910-е годы - Земская управа, Земская больница, мужская гимназия выстроены из силикатного кирпича, произведенного заводом Рутберга.

В Шенвизе на углу Вокзальной и Дачной улиц находился большой лесной склад Г.К.Гюберта, здесь также были крупные предприятия пищевой промышленности:пивоваренный завод Янцена и-паровые мельницы Янцена и Нибура.

В 1893 г. рядом с железной дорогой Г.А.Нибуром была выстроена огромная пятиэтажная паровая мельница высокого помола. Он построил ее под впечатлением от увиденной во время путешествия по Америке крупнейшей в мире мельницы в Миннеаполисе. Производительность мельницы Нибура была так высока, что первое время часть произведенной ею муки оставалась нереализованной., Мельница действует до сих пор.

В Шенвизе было много бакалейных, Мануфактурных, мучных, пивных и прочих лавок, действовала аптека, работала школа.

Здесь была меннонитская церковь, лютеранское кладбище. В 1893 году на площади перед вокзалом (на месте современного трамвайного кольца) на средства мастеровых . и служащих ст. Александровск была построена православная Николаевская церковь в честь чудесного спасения царя Александра 111 и его семьи во время крушения царского поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге. На территории бывшей колонии Шенвизе до настоящего времени сохранились интереснейшие памятники промышленной архитектуры конца XIX - начала ХХ веков. Корпуса заводов Копа, Леппа и Вальмана, Копа и Гелькера, Гильдебранда и Приса, мельница Г.А. Нибура, дом с аптекой Тавониуса, особняки Сименса, А.А. Копа, И. и А. Леппов, Гюберта и др.

С юга к Шенвизе примыкали поселки: Алексеевка, Новониколаевка, Александровка и Канкриновка, расположенные между речкой Кушугумкой и веткой железной дороги, ведущей на пристань. Их население, в основном, работало на заводах Шенвизе и железной дороге.

Население Шенвизе с годами увеличилось, дети из состоятельных семей учились в гимназиях Александровка, пользовались услугами общественных и кредитных учреждений города, но не несли при этом городских повинностей. Еще в 1905 году городские власти поднимали вопрос о включении этой территории в черту города Александровка.

17 июня 1911 года на чрезвычайном заседании Городской Думы было принято решение о присоединении Шенвизе и поселков Алексеевка, Александровка, Новониколаевка, Канкриновка и др. к городу Александровску. 12 июля 1911 года это решение было высочайше утверждено.

В присоединяемой к городу территории на тот момент проживало 12 тысяч человек, в то время как население Александровска составляло 26 тысяч человек.

К числу памятников архитектуры советского периода относится здание Дома культуры "Металлист", сооруженное в 1924-1925 годах по проекту архитектора Д.К.Тиссена, в котором в конце 20-х годов работал театр им. М.Заньковецкой.

В 70-е годы XIX века при постройке железной дороги было сооружено здание вокзала Александровск (разрушено во время войны) и Александровские железнодорожные мастерские, дающие заработок 700 рабочим. При станции возник поселок, впоследствии получивший название "Южный". Его население имело то или иное отношение к железной дороге.

На привокзальной площади в 1878 году было построено двухэтажное здание Лавки общества потребителей Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги (снесено в 1980-е годы во время 'реконструкции площади). В этом здании с 1943 по 1953 гг. временно размещался вокзал Запорожье - I.

За линией железной дороги было выстроено двухклассное железнодорожное училище с пятилетним курсом обучения, где получали первоначальное образование 270 учеников, детей младших служащих железной дороги.

Здесь же находилась Александровская железнодорожная больница с аптекой и амбулаторией, отличавшаяся прекрасным оборудованием и просторными, полными света и воздуха помещениями.

При станции Александровск (примерно там, где сейчас стадион) на железнодорожной земле Обществом трезвости был устроен народный сад, привлекавший массу рабочих и их семей. За 5-ти копеечный билет можно было увидеть любительские спектакли, послушать хороший музыкальный оркестр, сыграть в различные игры и погулять по освещенным электрическим светом аллеям. Сад Общества трезвости сыграл большую роль в уменьшении пьянства и разгула населения, а, следовательно, и улучшения благосостояния рабочих. В иные дни число продаваемых в сад билетов превосходило 2000.

В 1905 году на территории современного Коммунарского района разыгрались основные события вооруженного восстания рабочих Александровска. Рабочие, руководимые так называемым Боевым Стачечным Комитетом, возвели баррикады в районе Южного железнодорожного вокзала, железнодорожных мастерских и больницы.

14 декабря 1905 года произошел бой рабочих с жандармами, правительственными войсками и черносотенцами. Часть рабочих укрылась на втором этаже недостроенного дома Минаева (проспект Ленина,6) и оттуда вела обстрел черносотенцев. Последним оплотом восставших стало здание Южного железнодорожного вокзала. В память об этом в 1955 году на новом здании вокзала (старое было разрушено во время войны) установлена мемориальная доска. В ходе 6-ти часового боя было убито и ранено около 50 человек. Погибшие были похоронены на краю кладбища Южного поселка. В память о погибших рабочих в 1930 году по решению Запорожского окрисполкома на братской могиле ( в сквере на ул. Баррикадной) был установлен обелиск с надписью: "Борцам революции 1905-1907 годов. 1905-1930". На Южном поселке сохранился дом одного из руководителей Александровского восстания 1905 года - В.Л. Васильева (ул. Васильева, 17), где в 1985 году был организован музей Революции (существовал до конца 1980-х годов).

Сильнейшим импульсом к развитию города Запорожья, в том числе и территории будущего Коммунарского района, послужило строительство Днепровской ГЭС (1927- 1932) и новых заводов, использующих энергию электростанции. Расширяются мощности завода "Коммунар". При заводе в 1929 году была открыта первая, в городе школа фабрично - заводского-ученичества "Юный коммунар". В 1930 году на "Коммунаре" были выпущены первые в СССР комбайны (всего до войны на заводе было выпущено 96 тыс. комбайнов). Завод неоднократно посещали известные политические деятели Советского Союза - М.И. Калинин, Г.И. Петровский, Г.К.Орджоникидзе, В.Я. Чубарь.

Огромные масштабы строительства в Запорожье обусловили увеличение численности населения города и расширения его территории. В частности, к началу Великой Отечественной войны значительно расширился Южный район Запорожья, к северу от него появился Первомайский район. Расширялась сеть маршрутов общественного транспорта. В 1926 году между Южным ж/д вокзалом и центром города начали курсировать автобусы, осенью 1932 года до Южного ж/д вокзала была доведена трамвайная линия.

Литература:

1. Государственный архив Запорожской области. Ф.24, оп.1, д.773, 362, 230; Ф.10, оп.1, д.3; Ф.32, оп.1, д.432.
2. Воробьев Н., Город, рожденный Днепрогесом имени Ленина, - Запорожье,01960.
3. К.Х.С. Железная дорога. Иллюстрированный спутник. Издательство Управления К.Х.С. Железной дороги (без года).
4. Запорожский индустриальный комплекс, - Днепропетровск, 1975.
5. История городов и сел Украинской ССР. Запорожская область. - Киев, 1981.
6. Коммунару 100 лет. - Запорожье, 1963.
7. Новицкий Я.П. Народная память о Запорожье. - Рига, 1990.
8. Нариси історії архітектури Української РСР.- Київ, 1962.
9. Фоменко В.Г. Днепровская линия крепостей. Рукопись. - Запорожье. 1968.

Яндекс.Метрика  
Шановні відвідувачі і користувачі сайту,
ми будемо вдячні, якщо Ви не забудете зробити посилання на нашу адресу www.meria.zp.ua
при використанні матеріалів сайту.

© 2007
Разработка сайта Smart Internet